Долгое время Польша и христианство казались неразделимыми. “Polonia semper fidelis” (Польша всегда верна) – это латинская поговорка. 966 год, когда князь Мешко I был крещен, считается началом польской государственности. Польша стала ассоциироваться с христианством западноевропейского типа и с Римом, что отличает ее от ориентированных на Византию восточно-православных соседей, пишет Герхард Гнаук в материале, опубликованном в “Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung” (“FAS”).

Автор, варшавский корреспондент немецкой газеты, представляет историю взаимоотношений поляков и католической церкви в период разделов, во время немецкой оккупации 1939–1945 гг. и в послевоенный период, когда Польшей правили коммунисты. «Тогда церковь была укрепленным замком, в котором нация могла культивировать веру и идентичность», — объясняет немецкий журналист.

Герхард Гнаук обращает внимание на цезуру, которой стало падение коммунистической диктатуры в 1989 году: «Церковь утратила свою уникальную социальную роль, ее авторитет пошатнулся». Растущий процент граждан в демократической системе ожидал от церкви политической сдержанности. Папе Иоанну Павлу II удалось сохранить единство Церкви, но после его смерти в 2005 году консервативные и либеральные силы начали расходиться.

«В последние годы Церковь подвергается беспрецедентному давлению», — сказал автор, указывая на сокращение числа верующих, уход студентов с уроков религии и уменьшение числа людей, принимающих священника «после колядования», или учащение случаев отступничества.

«Из-за кризиса углубляются разделения в Церкви», — пишет Гнаук. В подтверждение своего тезиса автор приводит мнение католического публициста Томаша Терликовского, лишенного эфира на ТВ «Република» из-за своих взглядов. Терликовски видит «конец Церкви, какой мы ее знаем». «В молодом поколении секуляризация уже произошла, в старшем поколении она идет медленнее, но очень последовательно», — цитирует Терликовски Гнаука.

По мнению Терликовского, главный грех церкви — «политический популизм». Католический публицист упоминает архиепископа Марека Ендрашевского как лидера Церкви, который боится перемен и использует «язык исключения», а также вмешивается в текущую политику в интересах правого правительственного лагеря.

Еще один смертный грех — «полное отсутствие эмпатии» на разных уровнях, — цитирует Герхарда Гнаука Томаша Терликовского. Он объясняет, что сюда входят жертвы сексуального насилия. Не менее важной темой является спор о законах об абортах.

По данным «ФАС», все эти темы будут играть важную роль в предвыборной кампании перед парламентскими выборами осенью этого года. «Радикализация уже ощущается с обеих сторон — и у сторонников церковной позиции, и у противников (Церкви)», — пишет Герхард Гнаук.

В конце немецкий журналист еще раз цитирует Терликовского: «В прошлом достаточно было того, что епископ погрозил пальцем, и к нему подходили политики от всех партий. Теперь скорее политики щелкают пальцами, и епископ прискакивает. ”

Статья взята с сайта Deutsche Welle.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я